Главная

Интересные факты

История появления мобильного телефона

Покупка телефона

Рекомендации по эксплуатации мобильного телефона

Гарнитура

Вирусы

Сотовая связь

Мобильный маркетинг

Телефон и здоровье

Телефон за рулем

Сотовый обман

Прослушивание мобильника

Телефонная слежка

Мобильные анекдоты

Телефон в прозе

Заставки на сотовый

Коллекция SMS

Маловато будет. О мнимом разнообразии современных телефонов

Верите ли, но еще несколько лет назад пользователь, желавший приобрести мобильный телефон, был волен выбирать лишь из скудного перечня доступных моделей. С постепенным ростом рынка компании-производители телефонов стали предлагать в разы больше аппаратов. Сегодня уже практически невозможно отыскать ниши, которые не были бы заняты парой-тройкой предложений от ведущих компаний. Всевозможные форм-факторы, разнообразный дизайн, конструкторские решения, материалы корпусов – можно подобрать телефон на любой вкус. Удивительно однако, что при этом по-настоящему оригинальных решений на рынке не так уж много. Производители давно уже наловчились обходиться малой кровью, предлагая, по существу, однотипные аппараты в различной «упаковке» – там дизайн подправим, здесь камеру чуток получше сделаем… О том, как же так произошло, хорошо это мнимое многообразие или плохо, мы и хотим поговорить.

Начать стоит, пожалуй, с телекоммуникационного бума, пришедшегося на начало века. Именно в это время компании-производители мобильных телефонов начали приходить к пониманию, что развитие однотипных программно-аппаратных платформ гораздо более выгодно, нежели разработка, что называется, «с нуля» уникальных аппаратов. Создавалось некое универсальное решение, которое затем могло трансформироваться в конкретные модели за счет добавления / изъятия отдельных функций, улучшения / ухудшения некоторых параметров (разрешение и тип экрана, доступные интерфейсы и коммуникации, позже – возможности камеры и проч.). Естественно, универсальное «шасси» предоставляло компании-производителю свободу действий в плане дизайна – один и тот же телефон в одном и том же форм-факторе можно было преподнести и как молодежное решение в пестром корпусе с кучей сменных панелек в виде бонуса, и как серьезный бизнес-аппарат, и как имиджевый телефон с премиальными материалами корпуса. Как вы понимаете, это позволяло, помимо всего прочего, существенно расширить целевую аудиторию продуктов по сравнению с вариантом в виде одного-единственного телефона.

Более того, концепция создания единых программно-аппаратных платформ была выигрышной еще по двум причинам. В условиях бурно развивающегося рынка мобильных телефонов она позволяла компании-производителю «штамповать» всевозможные вариации на тему модели ХХХ весьма продолжительное время, ограничиваясь, по сути, лишь косметическими изменениями (один из рекордов современного телекома принадлежит «триплетной» платформе компании Motorola, существующей на рынке уже несколько лет без кардинальных изменений в программной начинке – разве что интерфейс обновился).

Второй существенный момент – это постепенная обкатка решений на базе одной и той же платформы. Программное обеспечение с каждой новой моделью, построенной на основе такой платформы, становится все более стабильным, снижаются издержки при производстве однотипных моделей. Казалось бы, идеальный вариант – однако почему-то количество брака в современных телефонах не падает, а, напротив, постоянно растет. Впрочем, это вызвано несколько другими причинами, среди которых применение новых комплектующих (например, более дешевых деталей схемотехники); некорректная работа отдельных модулей (Bluetooth, битые пиксели камеры) – платформа-то в этом не виновата, ведь она задает лишь базовую функциональность решений, поддержку данных модулей; да и качество материалов корпусов хромает на обе ноги – как мы уже выяснили в одном из прошлых номеров, причиной этому является постепенное снижение жизненного цикла современных аппаратов, производители сейчас изначально ориентируются на срок не более 1,5-2 лет.

Результаты массового перехода компаний-производителей к разработке платформ дали о себе знать уже к 2001-2002 году, в первую очередь, благодаря агрессивной политике компаний Samsung и Nokia. Финский производитель в конце 2002 года представил сразу несколько однотипных аппаратов – в частности, Nokia 6610, Nokia 7210 и Nokia 6100. По существу, это был один и тот же телефон (использовалась ставшая впоследствии основной для телефонов компании платформа Series 40), только в разных корпусах, трудно сказать, какой из вариантов был основным. Каждая модель предназначалась для конкретной целевой аудитории, что позволяло привлечь гораздо больше пользователей, чем если бы продвигался один-единственный телефон.

В итоге раздувшийся модельный ряд финской компании заставил поднапрячься остальных производителей мобильных телефонов. В последующие годы практически все ведущие компании нарастили свои продуктовые линейки – своеобразная «гонка вооружений», но на мобильный лад. Если раньше модельный ряд отдельных компаний редко пополнялся более чем на 10 телефонов в год, то сегодня никого не удивишь и двумя десятками, даже для отдельно взятого рынка GSM-терминалов. Первенство Samsung здесь неоспоримо, что вызвано ее особым положением среди прочих игроков. Корейская компания – пожалуй, единственная, которая способна обеспечить весь производственный цикл по выпуску продуктов на своих мощностях, не находясь в такой явной зависимости от подрядчиков, поставщиков отдельных комплектующих, как прочие компании.

Есть и обратные примеры, но они, как правило, связаны с различными кризисными ситуациями. В частности, ставшее в течение последних двух лет аховым положение компании Motorola вынудило ее предлагать пользователям весьма куцый модельный ряд, состоявший в основном из устаревших P2K-телефонов (только в последнее время наблюдается переход к Linux-аппаратам на базе платформы MOTOMAGX и UIQ-смартфонам).

В то же время компания Sony Ericsson, напротив, за последние два года расширила свою продуктовую линейку, постепенно превратившись из небольшого производителя в одного из ведущих игроков. Тем не менее, и здесь назревает кризис, вызванный отрицательным отношением пользователей к выпуску однотипных продуктов компанией, которая прежде славилась своими убер-фонами, решениями «all-in-one» (те же Sony Ericsson T610, K750i).

Несмотря на все разнообразие телефонов различных производителей, количество используемых в них платформ сегодня ограничено буквально двумя-тремя основными для каждой компании. Причем главная проблема заключается даже не в количестве платформ, а в чересчур медленном их развитии. С выходом очередного обновления платформы производитель восторженно докладывает о достижении нового уровня функциональности и комфорта, появлении массы всевозможных программных «вкусностей». Однако на поверку оказывается, что все или почти все это мы уже видели года так два назад. Обещанные «вкусности» оказываются на поверку малоинтересными для большинства пользователей опциями, профилями и проч., интересными разве что занудным любителям посмаковать спеки и ТТХ на ночь глядя. В результате нейтральное «эволюционные изменения» является едва ли не самой мягкой репликой в адрес производителей.

Вместе с тем встает вопрос, какие же программные платформы на сегодняшний день все же можно признать наиболее интересными с точки зрения функциональности?

Естественно, пальму первенства здесь стоит отдать операционным системам, использующимся в смартфонах и коммуникаторах. При этом вплоть до недавнего времени сама собой подразумевалась идентичность интерфейса, основных приложений и программных функций для продуктов различных компаний-производителей. Современные реалии несколько изменили положение, в результате чего многие смартфоны и коммуникаторы уже не столь безнадежно похожи друг на друга программной начинкой.

Сегодня реально можно говорить лишь о двух господствующих решениях – Symbian OS и Windows Mobile. Как известно, Symbian OS подразделяется на две программные платформы –UIQ и S60. Последняя при этом является наиболее распространенной на рынке «умных телефонов» благодаря проводимой компанией Nokia политике по максимизации количества смартфонов в своей продуктовой линейке. Стоит отметить, что S60 используется не только компанией Nokia, но и в продуктах ее лицензиатов, в частности, Samsung (прошлогодние модели i450 / i550 / i560 и более ранние обращения корейской компании к платформе).

Данная программная платформа пережила изрядное количество инкарнаций, основной для моделей текущего года является версия S60 3rd Edition Feature Pack 2. Это, пожалуй, наиболее функциональное предложение на рынке, позволяющее максимально использовать широкие возможности современных смартфонов. Из особенностей последней версии можно выделить новый вид активного режима ожидания Active Standby, обновленный трехкнопочный интерфейс (как в телефонах на платформе S40 либо UIQ-смартфонах), поддержку ряда аппаратных возможностей современных смартфонов, в частности, реальную скорость синхронизации по протоколу USB 2.0, некоторые программные доработки (например, отображение списка запущенных приложений или полноценный «фотокол», теперь нет нужды в сторонних приложениях для вывода фото вызывающего абонента на весь экран). Все больший упор делается на онлайн-сервисы OVI, приложения для работы с картами, музыкой, играми и проч. доступны в большинстве моделей компании последнего времени.

В то же время другая Symbian-платформа, UIQ, не обнаруживает подобного постоянства характеристик для различных смартфонов на ее основе. До последнего времени она вчистую уступала S60 по распространенности – можно было вспомнить разве что крайне редко выходившие и притом далеко не массовые смартфоны Sony Ericsson P-серии. Несмотря на явную нишевость, такие решения пользовались заслуженной любовью пользователей. Правда, некоторых пользователей, мягко говоря, не удовлетворила неоднозначная линейка UIQ-продуктов 2006 года (Sony Ericsson P990i, M600i и Walkman W950i). Целый год ушел на пересмотр компанией своей стратегии в отношении умных устройств, в результате чего были анонсированы первые «массовые» смартфоны компании, Sony Ericsson G700 и G900. Правда, использующаяся версия операционной системы в них все та же – Symbian OS 9.1 UIQ 3.0, пусть и с программными рюшечками в виде панелей быстрого запуска (дань «пальцевой» моде последнего времени). Вместе с тем компания Motorola в последнее время также подвизалась на ниве UIQ-продуктов, да так удачно, что осенью прошлого года было объявлено о переходе половины акций UIQ Technology американской компании. На рынке уже появились смартфоны Motorola Z8 и Z10, построенные на обновленной версии ПО – UIQ 3.1 со своими программными доработками. В течение года выйдут еще продукты, что сделает платформу UIQ более распространенной на рынке.

Пока же ей далеко до основного оппонента Symbian S60 на рынке «умных устройств» – Windows Mobile. Вплоть до недавнего времени практически все продукты, построенные на данной ОС, самым бессовестным образом походили друг на друга программной начинкой. Несмотря на впечатляющее разнообразие производителей (как известных брендов, таких как HTC, E-TEN, ASUS, так и множество ODM-сборщиков, штамповавших решения для различных заказчиков), на экранах смартфонов и коммуникаторов пользователя ждала все та же унылая однообразная картинка.

В зависимости от типа устройства (смартфон, коммуникатор либо КПК) меняется вариант операционной системы – это платформы Windows Mobile Standard, Classic и Professional. Основной для аппаратов остается версия Windows Mobile 6. Правда, вскоре на рынке должны появиться устройства на базе обновления операционной системы 6.1. Основными нововведениями ее являются улучшенный менеджер приложений (не секрет, что сторонний диспетчер задач – едва ли не первое, что ставят многие пользователи на Windows Mobile-устройство после покупки), представление SMS в виде чата (респект iPhone, великому и ужасному), а также ряд других доработок.

Однако для нас с вами, обычных пользователей, гораздо важнее тот факт, что сами производители стали персонализировать операционную систему в своих продуктах. Все это выливается в различные эксперименты над интерфейсом с целью его упрощения, начиная банальными панелями быстрого запуска на экране Today и заканчивая специально созданными оболочками. Негусто, но уже и этот факт может порадовать противников однообразного интерфейса Windows Mobile-устройств.

Благодарить, кстати, следует все тот же неоднозначный iPhone, который, тем не менее, пробудил к жизни целое направление «пальцеориентированных» моделей. Следующий шаг в этом направлении – выход устройств на базе операционных систем S60 Touch и Windows Mobile 7, заточенных под управление пальцами…

А что же обычные мобильные телефоны? Несмотря на большую пестроту, на поверку программная начинка большинства аппаратов одного и того же производителя, как правило, оказывается бессовестно похожей.

Судите сами, компания Nokia в своих пока еще телефонах использует программную платформу S40, последняя версия которой за номером S40 5th Edition Feature Pack 1. В соответствии с традициями поступательного роста функциональности здесь не так много отличий от предыдущей версии S40 5th Edition, да и 3th Edition тоже. Разве что переработан музыкальный плеер, добавлена поддержка новых профилей Java да появилась пара новых фишек. Все же коренных перемен, вроде полноценной многозадачности Java-приложений, как не было, так и нет.

Программная платформа А200, которая используется сегодня во флагманских моделях компании Sony Ericsson, по ряду позиций выигрывает у S40. Недаром именно ее многие считают самой функциональной на рынке из платформ, предназначенных для обычных телефонов. Одно из главных достоинств платформы – полноценная многозадачность приложений, как Java, так и системных, между ними можно переключаться. Другими особенностями являются новый плеер, увеличенная емкость телефонного справочника и проч. Вместе с тем и данная платформа неидеальна, у пользователей отсутствует ряд возможностей по персонализации меню, настройке его под себя (как это встречается, например, в S40).

Аппараты на базе прежней платформы А100 также похожи, как две капли воды. Неудивительно, что чаще всего разница между ними заключается разве что в наличии / отсутствии пары-тройки функций, таких как TrackID или поддержка Flash Lite.

MOTOMAGX, Linux-разработка компании Motorola, – одна из наиболее динамично развивающихся платформ на рынке мобильных телефонов. Каждое новое поколение аппаратов (что интересно, поколения включают один-два аппарата максимум: Z6 и V8, U9, E8) привносит что-то свое, повышая общую функциональность платформы. Тем не менее, внешне это никак или почти никак (другой вид меню, новый браузер) не проявляется. Любопытно, что у MOTOMAGX – едва ли не единственной на рынке – можно обнаружить некий «запас прочности»: те функции, которые пока отключены, скрыты от пользователей и станут доступны лишь в последующих телефонах (в частности, поддержка Wi-Fi, уже реализованная в модели Motorola Z6w, VoIP-клиент и т.д.). Потенциал платформы велик, однако по ряду позиций она все же уступает лидирующим сегодня на рынке мобильных телефонов решениям S40 и А200.

Компания Samsung, как всегда, идет особым путем в развитии платформ своих мобильных телефонов. Масштабы производства, наличие сразу двух R&D-центров в городах Сувон и Гуми позволяет производителю выбирать сразу из нескольких программных платформ, таких как, например, Swift, Agere / HPE. Все они различны между собой, в результате чего телефоны обладают некоторыми функциональными особенностями.

Все же, как правило, выбор между современными мобильными телефонами одного производителя зачастую сводится лишь к дизайнерским предпочтениям да к меркантильным соображениям. И действительно, если нет разницы, зачем платить больше?

Тем не менее, стоит отметить, что в последнее время, с выравниванием конкурирующих в различных сегментах моделей по своим возможностям, на первый план постепенно начинают выходить программные улучшения. При этом производители, как могут, стремятся обойти однообразие привычных платформ. Предпринимаются всевозможные ухищрения.

Проще всего производителям смартфонов и коммуникаторов. Унылый интерфейс Windows Mobile можно преобразить различными способами, начиная с простецких лончеров, минимально преобразующих экран Today, и заканчивая полноценными надстройками-оболочками над стандартным интерфейсом ОС, как, например, в «пальцеориентированных» коммуникаторах HTC (TouchFLO).

Гораздо интереснее обстоят дела с персонализацией обычных мобильных телефонов. Одно из самых популярных решений – использование предустановленных приложений, расширяющих стандартную функциональность аппаратов. Самый простой пример – предустановка Opera Mini, браузер можно встретить сегодня в самых различных решениях, начиная от Nokia (в новых телефонах S40) и заканчивая Fly. Гораздо более интересен пример LG и ее кооперации с Google – такой аппарат, как KF700, буквально напичкан всевозможными приложениями для доступа к онлайн-сервисам. Кстати, навигационный сервис Google Maps также становится весьма популярен у производителей мобильных телефонов – можно вспомнить решения от Sony Ericsson, даже не оборудованные GPS-приемником (определение местоположения происходит по базовым станциям оператора сотовой связи).

Из той же оперы использование разнообразных виджетов, приложений, позволяющих настроить телефон под себя, вывести на первый план именно те функции, которые востребованы конкретным пользователем. Впоследствии данное направление обещает стать одним из наиболее перспективных в развитии программных платформ телефонов.

В итоге можно сделать следующий вывод. Несмотря на однообразие существующих сегодня на рынке мобильных телефонов платформ, вызванное рядом причин (упрощение процесса разработки новых моделей, сокращение издержек и проч.), постепенно происходит процесс индивидуализации моделей, придания им оригинальных черт. Программное обеспечение должно стать важным средством привлечения пользователей, в результате чего появляются интересные находки вроде использования надстроек над традиционным интерфейсом, предустановки дополнительных приложений, расширяющих стандартную функциональность, и проч. Все это позволяет разнообразить одинаковую программную начинку современных телефонов, сохраняя для производителей преимущества использования ограниченного количества платформ.

Источник www.mnovosti.ru


Реклама
Copyright © 2008 Intertel.ru
Hosted by uCoz